Расскажи друзьям!

Высшая нервная деятельность

Человеку свойственны сложные формы поведения. Они связаны с образованием условных рефлексов и их торможения. Раздражителем для большинства условных рефлексов человека служит речь. Слово – сигнал, символ конкретного предмета или явления окружающей среды. Павлов разработал теорию о первой и второй сигнальных системах. Первая сигнальная система анализирует сигналы, идущие от рецепторов, связанных с внешней средой. Вторая сигнальная система получает информацию, поступающую к человеку в виде символов (слов, знаков, формул, изображений).

Для речи человека характерна очень высокая степень обобщения. Он думает словами. Словесное мышление позволяет ему отвлечься от конкретных обстоятельств действительности. Речь человека становится аппаратом абстрактного мышления. Благодаря устной и письменной речи человек знакомится с опытом других людей. Она обеспечивает преемственность поколений, непрерывное развитие науки, техники, культуры.

Речь человека развивается постепенно, но научить его разговаривать можно только до 6 лет. Ребенок начинает слышать, находясь еще в утробе матери, развитие второй сигнальной системы начинается с произнесения первых слов. Словом человек обозначает все, что воспринимает с помощью органов чувств. Вместе с тем, слово обладает обобщающей функцией. Речевые функции человека связаны со многими мозговыми структурами. Формирование устной речи человека связано с лобной долей левого полушария, письменной – с височными и теменными долями.