Расскажи друзьям!

Требования к изложению

В соответствии с приказом Минобразования России от 21.01.2003 № 135 «О внесении изменений и дополнений в Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации»

Для изложения предлагается эпизод из прозаического произведения, указанного в «Обязательном минимуме содержания среднего (полного) общего образования», или фрагмент критической статьи, связанный с произведением, включенным в указанный минимум (в каждое общеобразовательное учреждение направляются два варианта текста для изложения). Выбор текста из предложенных вариантов осуществляет учитель. Творческое задание к текстам первого варианта (эпизод) по форме представляет собой проблемный вопрос, связанный с содержанием не только предъявленного фрагмента, но всего произведения. Творческое задание к тексту — фрагменту критической статьи позволит выпускнику высказать свою точку зрения по поднятым в нем проблемам, ответить на вопрос, связанный с художественным произведением.

При выборе изложения с творческим заданием учащимся предоставляется право писать как подробное, так и сжатое изложение.

Задачей подробного изложения является максимально полное воспроизведение содержания исходного текста с сохранением авторского стиля.

Сжатое изложение требует:

- навыков отбора существенной информации;

- навыков вычленения в тексте основных микротем;

- обобщения содержания исходного текста.



Излагая текст сжато, ученики проявляют важные коммуникативные способности, связанные с умением перерабатывать информацию, исключать подробности и обобщать однородные явления, сохраняя при этом основные микротемы.

При написании сжатого изложения перед выпускником не ставится задача сохранения авторского стиля, однако выпускник должен использовать авторские ключевые слова и словосочетания. Сжатое изложение может быть самостоятельной частью экзаменационной работы или оно может ограничено входить в творческую часть работы. В первом случае оно отделяется от творческой части отступом и может оцениваться отдельной отметкой, во втором — изложение включается в общую канву ответа на вопрос и не оценивается отдельной отметкой, поскольку текст рассматривается как целое.

При организации экзамена следует учесть, что выбор формы экзамена (сочинение или изложение с творческим заданием) выпускник может осуществить в день экзамена. Чтобы сделать этот выбор осознанным со стороны учащегося, учитель должен познакомить всех выпускников как с содержанием комплекта тем экзаменационного сочинения, так и с экзаменационным материалом для проведения изложения (с этой целью кратко определяется тема изложения и зачитывается творческое задание). Для проведения письменного экзамена по русскому языку и литературе потребуются разные помещения для тех, кто будет писать сочинение, и для тех, кто будет писать изложение с творческим заданием. По решению общеобразовательного учреждения для проведения указанного экзамена могут быть созданы различные экзаменационные комиссии. Подписывая работу, выпускник должен  указать, какой вид изложения  (подробное или сжатое) он избрал, это определит подходы к критериям оценки ученической работы.

Творческое задание должно быть прочитано и записано на доске. При необходимости на доске записываются имена собственные, упомянутые в тексте изложения.

Наличие плана письменной экзаменационной работы не является обязательным требованием.

Предложенный для изложения текст читается дважды, однако возможно по решению учителя и третье прочтение текста.