Тема: Антиподы ли Обломов и Штольц?
1. Вступление. Ложность черно-белой картины мира.
2. Основная часть:
а) Детство и воспитание Обломова и Штольца.
б) Доволен ли Обломов своим образом жизни?
в) Счастлив ли Штольц оттого, что умеет “делать деньги”?
г) Почему Гончарову было необходимо сделать Штольца немцем?
д) Почему такие разные люди, как Обломов и Штольц дружат всю жизнь?
3. Заключение. Обломов и Штольц — в широком смысле две крайности русского национального характера, в котором странным образом сочетаются чудовищная лень, мечтательная созерцательность, деловитость, талант, любовь к ближнему.
Тема: “Новый ” ли человек Штольц?
1. Вступление. Образ дельца столь же традиционен в мировой литературе, как и образ ленивого созерцателя. Делец — от предприимчивых пройдох средневекового плутовского романа.
2. Основная часть:
а) Строгость отцовского воспитания и приобщение с ранних лет к практической деятельности – основа характера и будущего процветания Андрея Штольца.
б) Штольц — человек, который “сделал сам себя”.
в) Может ли делец быть порядочным человеком?
г) Отчего Штольцу небезразлична судьба Обломова?
д) Любовь в жизни Штольца.
е) Что привлекает и что раздражает в Штольце?
3. Заключение. Штольц как обобщенный образ — всегда “новый ” человек для России. Он особенно актуален сегодня, когда деловые и предпринимательские качества более не объявляются изначально порочными. С другой стороны, не теряет ли что-то созерцательный русский человек, становясь деловитым “немцем”?
Тема: Новаторство Чехова-драматурга (по пьесе “Вишневый сад”)
1. “Вишневый сад” — лебединая песня Чехова.
2. “Люди обедают, только обедают, а в то время слагается их счастье и разбиваются их жизни…” (А. П. Чехов).
а) Внешняя обыденность жизни.
б) Напряжение внутреннего драматизма.
в) Основной конфликт чеховской драматургии — конфликт людей с окружающей жизнью.
3. Трагедия или водевиль?
а) Почему К. С. Станиславский увидел в пьесе Чехова “тяжелую драму русской жизни”?
- Жизнь всех персонажей (за исключением Ани) разбита или надтреснута.
- Обреченность Раневской и Гаева.
- Счастлив ли Лопахин?
- Герой ли Петя Трофимов?
- Шарлотта, Фирс и другие.
б) Тонкость чеховского комизма.
в) Свобода от жанровых условностей.
4. Символика “Вишневого сада”.
а) Связь судьбы вишневого сада с судьбами персонажей.
- Раневская и Гаев — нежно любят сад, не могут продать и в итоге его теряют.
- Лопахин — сохраняет сад, но при этом рубит его.
- Аня и Петя — мечтают о новом саде и забывают об уже существующем.
б) Роль пейзажа в пьесе.
в) Пластичность и конкретность символической детали и реплики (звук струны, стук топора, “Кого? ”, “Человека забыли!”, “Желтого в середину…” и т. д.)
5. Театр Чехова в XX веке.
Тема: «Маленький человек» в русской литературе
1. Изображение “маленького человека” — одна из основных тем русской литературы, проявление гуманизма и демократизма русских писателей.
2. «Маленький человек» как понятие социальное и морально-психологическое в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова.
а) Трагическая судьба «маленького человека» в произведениях А.С. Пушкина («Станционный смотритель», «Медный всадник»).
б) «Шинель» Гоголя — школа для русских писателей (приниженность Акакия Акакиевича Башмачкина, неспособность его противостоять грубой силе; бунт на коленях).
в) Капитан Копейкин — «маленький человек» в мире власть имущих («Мёртвые души»).
г) Изображение Макара Девушкина в романе «Бедные люди» — продолжение традиций «Шинели» Гоголя и в то же время новый аспект в изображении героя: раскрытие Достоевским глубоких и сильных чувств «униженных и оскорблённых».
д) «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда идти?» (Мармеладов — жертва в обществе произвола и беззакония).
е) Деградация «маленьких людей» в произведениях А.П. Чехова: превращение в обывателей (Беликов из рассказа «Человек в футляре», Николай Иванович в «Крыжовнике»), в лакеев (Червяков в «Смерти чиновника», Порфирий в рассказе «Толстый и тонкий»).
ж) «Скучно вы живёте, господа» (осуждение Чеховым «маленьких людей», смирившихся со своим положением).
3. Общие приёмы типизации «маленького человека» в русской литературе: портрет, монолог, поступки, сопоставления и противопоставления, деталь, рассказ в рассказе, интонация повествования, пейзаж.
4. Есть ли проблемы «маленького человека» в современной литературе?
5. Человек не должен быть маленьким (Чехов: «Боже мой, как богата Россия хорошими людьми!»).
Тема: Художественные приемы Н.В. Гоголя и М.А. Булгакова (сравнительный анализ)
1. Н.В. Гоголь и М.А. Булгаков — писатели разных эпох, но в их творческой манере обнаруживается много общего: умение переплести в тексте картины реалистические и фантасмагорические, трагедию и фарс.
2. Один из наиболее переплетающихся приемов, который используют и Н.В. Гоголь, и М.А. Булгаков, — реализация метонимии.
а) в повести Н.В. Гоголя «Нос»
б) в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
3. Произведения Н.В. Гоголя и М.А. Булгакова населены множеством персонажей, все они индивидуализированы. Особую роль в этом играют:
а) речевая характеристика;
б) портрет.
4. Портреты создаются с опорой на одну важнейшую деталь, значимое сравнение, неожиданное, поражающее читателя.
5. Перечисленные приемы — малая часть художественного арсенала двух великих писателей, творчество которых столь близко по духу, и при этом столь неповторимо.
Тема: «Я весь мир заставил плакать над судьбой страны моей. (Размышления над книгой Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»)
1. Преследования и гонения писателя в связи с выходом романа «Доктор Живаго» и присуждением Пастернаку Нобелевской премии
«Я пропал, как зверь в загоне…
А за мною шум погони.
Мне наружу хода нет» («Нобелевская премия»)
2. Трагедия Юрия Живаго — трагедия целого поколения русской интеллигенции, захваченной бурей, вихрем, метелью революционных лет.
а) Своеобразие изображения «Страшных лет России» в романе Б.Л, Пастернака.
б) Роман «Доктор Живаго» — «духовная автобиография Б. Пастернака» (Д.С. Лихачев), который и в прозе остается лириком.
в) «Впускать в себя эпоху, нисколько в нее не вмешиваясь» — пожизненное кредо героя главного романа.
г) «А я стою один меж ними… и всеми силами своими молюсь за тех и за других» (М.Волошин)
д) Величие и сложность образа России в романе («Россия его несравненная… мученица, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельными выходками, которых никак нельзя предвидеть»).
е) Понимание Б.Л. Пастернаком исторического процесса как части Природы, в котором человек участвует помимо своей воли.
ж) Зажженная свеча — символ творческого огня, проникающего в души людские и освещающего их пламенем высокой духовности. «Свеча горела на столе, свеча горела…»
3. Место творческого наследия Б.Л, Пастернака в «смуте» наших дней. «Вы — совесть нашей эпохи. Вы — часть времени… Перед будущим наше время будет оправдываться тем, что Вы в нем жили» В.Т. Шаламов. Письма к Б.Л. Пастернаку. Гуманистический смысл творчества Б.Л, Пастернака.