Мини-сочинение отличается от традиционного не только объемом. Оно преследует свои цели: прежде всего, насколько хорошо пишущие владеют риторическими приемами убеждения, аргументации и т. д. Афоризм — это тезис, который необходимо либо опровергнуть, либо рассмотреть в ряду других понятий, сравнив их, либо согласиться с ним. Аргументы должны представлять собой тщательный подбор фактов, подходящие примеры и меткие цитаты.
В качестве примера мы используем афоризм С. Е. Леца «На каждой горной вершине вы оказываетесь над пропастью».
1. Сформулируйте общий вопрос к афоризму. Ответ на него будет содержать главную информацию афоризма.
Что происходит, когда человек достигает горной вершины? – Он оказывается над пропастью.
2. Выделите в афоризме основные понятия. Для этого задайте себе вопросы:
а) Кто главное действующее лицо?
б) О чем идет речь?
«Человек»; «вершины»; «пропасти».
3. Задайте себе вопросы, которые раскрывают смысл понятия:
а) Кого можно назвать человеком, достигшим вершин?
б) Что является вершиной в жизни человека?
в) Какие пропасти угрожают человеку?
Ответы могут быть такими:
Человек, достигший вершин
Вершины в жизни человека
Возможные пропасти
- достигший определенного положения в обществе;
- получивший определенные результаты, признание в обществе;
- у которого исполнились его желания;
- почивающий на лаврах;
- удовлетворившийся достигнутым;
- получивший стимул к дальнейшему покорению вершин.
Выдающиеся достижения, успех, результаты
- в науке,
- в экономике,
- в политике,
- в искусстве,
- в спорте,
- исполнение желаний,
- слава,
- высшая власть.
- ошибки,
- неверные шаги,
- потери,
- падения,
- крах,
- алкоголизм, наркотики,
- разочарования.
4. Поработайте с каждым понятием следующим образом:
а) подберите определения к этому понятию;
б) подберите глаголы, которые употребляются с этим понятием.
Понятия
Определения
Действия
Вершины
Желанные
Заоблачные
Притягательные
Вершина славы
Пик популярности
Подняться
Достичь
Покорить
Пропасти
Темные
Глубокие
Коварные
Подстерегающие
Бездонные
Упасть
Рухнуть
Опуститься
На основе 1-4 пунктов напишите вступление. Переформулируйте главную информацию афоризма.
5. Обдумывая основную часть вашего мини-сочинения, запишите 5-7 вопросов, которые будут раскрыты в ней. Эти вопросы будут служить для вас смысловыми ориентирами и одновременно позволят избежать повтора одних и тех же мыслей.
а) Что такое «вершины»? Какие чувства испытывает человек, поднявшийся на вершину?
б) Что такое «пропасти»? Что чувствует человек, оказавшись в пропасти?
в) Всегда ли «пропасти» неизбежны?
г) Какова моя точка зрения на эту проблему?
д) Какие примеры, доказывающие правоту моей точки зрения, я могу привести?
6. Проанализируйте отношения, которые возникают между понятиями. Для этого ответьте на вопросы: «каким образом связаны эти понятия? Какие отношения или связи складываются между ними?»
«Каким образом связаны между собой вершины и пропасти в жизни человека?» Ответы на него могут быть следующие:
- Никак не связаны. Карьера человека может складываться так удачно, что он даже не почувствует «дыхание пропасти».
- За взлетом следует падение. Ситуация полного краха будет казаться тем обиднее (восприниматься тем больнее), чем выше были достижения.
- Падение обуславливает возвышение. «Не было бы счастья, да несчастье помогло».
- Взлет и поражение совпадают. «И пораженье от победы поэт не должен отличать», - Б. Пастернак. Любое поражение может послужить уроком, ступенькой к достижению результата. Следовательно, поражения как такового не существует.
На основе 6 пункта определите свою позицию, сформулируйте свой тезис или антитезис.
7. Ответьте на вопрос: «Как ваш тезис соотносится с тезисом автора и традиционными представлениями?» В зависимости от этого выберите вид аргументации: доказательство, опровержение или размышление.
8. В соответствии со своим тезисом подберите факты, которые могут послужить аргументами или иллюстрациями в вашем рассуждении.
Тезис: человека, достигшего вершины, притягивают пропасти.
Вспомним имена и факты, отражающие этот тезис.
Исторические деятели (исторические события)
Возвышение и казнь Жанны Д’Арк; восстание декабристов и его разгром; жизнь и смерть Александра Грибоедова.
Политические деятели
Луи Наполеон Бонапарт, Адольф Гитлер
Деятели науки (научные достижения и ошибки)
Джордано Бруно, Галилео Галилей, Джеймс Кук и др.
Деятели искусства
Мэрилин Монро, Владимир Высоцкий
Литературные герои и ситуации (герои спектаклей и кинофильмов)
Мцыри («Мцыри» М. Ю. Лермонтова), Алеко («Цыганы» А. С. Пушкина).
9. Используя материал 5-8 пунктов, напишите основную часть сочинения и заключение. Помните о том, что заключение соотносится и с тезисом автора афоризма, и с вашим тезисом.