Федерация есть одна из форм государственного, или политико-территориального, устройства.
Конституция РФ делит субъекты Федерации на шесть видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.
Республики (21) – государства, имеют свои конституции, гражданство, бюджет, налоговую систему и т.п. Остальные субъекты являются государственными образованиями, не имеющими прав, которыми обладают республики, хотя многие из них по потенциалу, численности населения, ресурсам и т.п. значительно превосходят республики.
Федеративное устройство Российской Федерации основывается на Федеративном договоре от 31 марта 1992 г. и Конституции РФ (1993). Данные политико-правовые документы содержат, закрепляют принципы федеративного устройства России: государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти её субъектов, равноправие и самоопределение народов РФ, равноправие субъектов РФ.
Конституционные и федеральные законы обладают верховенством на всей территории России. Российская Федерация имеет единое гражданство, государственные флаг, гимн и герб России, общие федеральные органы государственной власти.
Парламент страны – Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат, в одну из которых – Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации.
В РФ входят 21 республика, 6 краёв, 49 областей, два города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), 10 автономных округов и Еврейская автономная область. Отношения между ними и центральными органами федеральной государственной власти строятся в правовом смысле на основе Конституции РФ, Федеративного договора и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий. Эти акты определяют: исключительные предметы ведения и полномочия Федерации; предметы совместного ведения и полномочия Федерации и её субъектов; исключительные полномочия субъектов Федерации.
К совместным полномочиям Федерации и её субъектов Конституция относит обеспечение соответствия конституцией и законов республики, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; общественной безопасности; режима пограничных зон; кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления и др. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.
Конституционно-правовой статус республики определяется Конституцией РФ и Конституцией республики. В соответствии с ним республика имеет органы государственной власти, конституционно-правовую систему, своё гражданство, республиканскую символику, свой государственный язык, возможность быть самостоятельным участником международных связей, отношений при координирующей роли федеральных органов и др.
Конституционно-правовой статус краёв, областей, городов федерального значения определяется Конституцией РФ и уставом соответствующего субъекта РФ. Этот статус предполагает наличие органов государственной власти, устава, собственного законодательства, возможность иметь свою символику, собственную территорию, границы которой не могут быть изменены без согласия субъекта РФ, возможность быть участником международных связей, отношений при координирующей роли федеральных органов и др.