Духовное производство – это производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, которые профессионально заняты квалифицированным умственным трудом.
Продуктом духовного производства являются идеи, теории, понятия, духовные ценности и т.д. Учёные выделяют три вида духовного производства:
наука – становится особым видом духовного производства, продукция которого предопределяет появление новых отраслей материального производства (химии, радиотехники, ракетостроения, электроники, атомной промышленности и т.д.);
искусство – специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах;
религия – создаваемые с её помощью теории идеи играли большую роль в развитии общества, прежде всего на ранних его стадиях.
Духовное потребление – удовлетворение духовных потребностей человека: познавательной, эстетической, потребностей в обмене идеалами и ценностями.
Основное свойство духовного потребления – его всеобщий характер. В отличие от материальных ценностей, размер которых ограничен, ценности духовные не уменьшаются пропорционально количеству людей, ими овладевающими, и потому они доступны всем, являются достоянием всего человечества.