Расскажи друзьям!

Пример сочинения-рассуждения

Некоторые рассуждения о красоте, познании, духовности  по роману Оскара Уайльда «Портрет Дориана  Грея»



Удивительно, как произнесенные нами слова или мысли влияют на нашу жизнь. Как говорят суфии, мир подобен куполу: он отражает то, что вы говорите под ним, и отвечает вам тем же…». Вымышленный сюжет часто предопределяет судьбу автора. Думал ли О. Уайльд, когда писал роман «Портрет Дориана Грея», что в этом романе он отобразит свое будущее, что в своей жизни он встретит юношу, похожего на своего героя, а сам повторит судьбу художника Бэзила? В 1891г. О. Уайльд написал роман «Портрет Дориана Грея», в котором описал ангельски красивого человека, юношу Дориана Грея. Художник, случайно встретивший этого молодого человека, пишет его портрет,  начинает боготворить его как идеал красоты, как источник вдохновения. Но конец этой дружбы был печален. Прекрасный юноша оказывается совсем не таким прекрасным человеком, как кажется многим, и в конце романа убивает художника.

А в 1895г. О.Уайльд встречает молодого человека, чем-то похожего на Дориана Грея.  Альфред, сын лорда, был красив, но нагл и расчетлив. О. Уайльд видел же в этом человеке своего лучшего друга. Отец Альфреда обвинил писателя в безнравственности, и по окончании судебного  разбирательства  О.Уайльд  попадает в тюрьму. В это время умирает его жена, это окончательно надломило  силы  художника. Выйдя на волю, он сумел создать очень немногое: ни одной пьесы, ни одного сборника сказок, ни одного романа ему больше не удалось написать. А вскоре, 30 ноября 1900 года, Оскар Уайльд скончался.

Ангельски красивый Д. Грей убивает художника, а напоминающий ангела лорд Альфред губит О. Уайльда. Возникает вопрос: нужна ли человеку красота, если она причиняет столько несчастий? Разумеется,  да.

Я убежден, что в нашем мире должна быть красота, которая украшает мир, которая  напоминает людям о рае. Конечно, хочется верить, что у красивого человека должна быть обязательно красивая душа. Хочется восхищаться красивым человеком, любить его, доверять ему и подражать. Люди  обычно верят, что такой человек подобен ангелу, в нем не может быть зла. Но если в сердце и душу человека проникает эгоизм и жестокость,  значит, в него вселился  сатана, значит душа такого человека утратила божественное начало. Но  красота должна быть, по моему глубокому убеждению, именно божественной, люди должны идти за Богом, а не за сатаной.

Достоевский верил, что «красота спасет мир». Но он же говорил: «Красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, и поле битвы — сердца людей».

Какая же была красота у Д. Грея? Мне кажется, что у Дориана Грея была красота зла. Это была внешняя, физическая, «телесная» красота, но не душевная. В сердце у Д. Грея была пустота, но именно этим он и привлек лорда Генри: «Люди меня интересуют больше, чем их принципы, и интереснее всего люди без принципов». Д. Грей, при своей внешней красоте, как раз и был человеком без принципов. Душа у него спала, но потом, «благодаря» наставлениям лорда Генри, превратилась в настоящее пристанище зла. Ради сохранения молодости и красоты Д. Грей продал душу дьяволу. И, в конце концов, погубил не только себя, но и очень многих людей.

Художник Бэзил говорил: «В судьбе людей, физически или духовно совершенных, есть что-то роковое. Гораздо безопасней ничем не отличаться от других…» Но тогда зачем дается Богом красота? Я знаю одну очень хорошую притчу из Евангелия. Это притча о талантах, о том, что Бог дает людям различные дары: жизнь, здоровье, силы, красоту. Но дает не просто, а для того, чтобы, как написано в Законе Божьем, развивать эти дары, совершенствовать их,  чтобы этими дарованиями, талантами служить Богу и людям. Только тогда человек будет чувствовать настоящую радость от жизни, только тогда его жизнь будет полной.

Служил ли Дориан Грей ближнему? Нет. Д. Грей служил себе и только для себя. Он решил, что самое главное для него — «жизнь, его безграничный интерес к ней, вечная молодость тела, неутомимая страсть, наслаждения, утонченные и запретные, и еще более иступленное безумие греха».  А за такое отношение к жизни всегда бывает расплата. «И за все эти дары Богов мы расплатимся когда-нибудь, заплатим тяжкими страданиями»,- сказал художник Бэзил.

Я много думал, мог ли Д. Грей пойти по другому, по истинному пути. Я считаю, что мог бы. Но у Д. Грея оказался свой змей-искуситель — лорд Генри. При первой встрече лорд Генри сказал Д. Грею: «Я почувствовал, что должен помочь познать Вам самого себя». В чем  же был смысл познания лорда Генри? Лорд Генри говорил, что молодость — единственное богатство, которое стоит беречь, что подлинная тайна жизни заключается в зримом, а не в сокровенном, что, согрешив, человек избавляется от влечения к греху, ибо осуществление — это путь к очищению. Но это не смысл познания, не смысл жизни. Это ловушка для души.

Бог дал людям жажду познания, поэтому любой человек всегда хочет познавать. Но есть  всего два пути познания: через Бога или через сатану. В чем же истинный смысл познания? Я думаю, что истинный смысл познания в Боге. Ведь Бог и есть истина.  «Кто знает себя, знает Бога», — говорится  в Коране. А что значит познать себя? «Это значит знать, — как говорят суфии, — откуда вы произошли и для какой цели рождены вы на свет; будете вы жить вечно или же ваше пребывание здесь временно: принадлежите ли вы к числу ангелов, созерцающих красоты Божьи, или вы из числа зверей, которые не знают ничего иного, кроме как есть, пить, веселиться, или же вы один из демонов, занятых всяческим злом».

Я думаю, что лорда Генри можно причислить к числу «зверей», а его веселье заключалось в игре слов, в игре ума. Он играл на человеческих чувствах, поэтому «ему нравилось играть на самолюбии и эгоизме Д. Грея». Герой-искуситель «жонглировал» словами, сеял слова, не несущие никакого  положительного  смысла. Он саркастически, профессионально (как демон) высмеивал  все хорошие чувства: любовь, дружбу, смирение перед Богом.  Про него можно сказать строчками из Корана, что он только звал, ничего не обещая...

Лорд Генри «позвал» Д. Грея, и Д. Грей «попался». Жертва искушения стал страшнее искусителя. Снаружи герой романа О. Уайльда был красив,  как ангел, а в душе у  него жило зло. Д. Грей притягивал к себе людей  своей красотой, а потом губил всех тех, кто привязывался к нему, кто шел за ним. Иногда он пытался сделать добро,  но у него ничего не получалось. То, что он делал и принимал за добро, на  самом деле было только проявлением его эгоизма. В Д. Грее часто просыпался, как говорят суфии, демон, занятый творением всяческого зла. Но за все злые дела  надо было расплачиваться. Главная расплата для каждого человека за свои злые дела — это омертвение его души. Человек обычно не видит свою душу. Но  его душа всегда была  перед глазами — это  его портрет. С каждым новым  злым делом портрет Д. Грея становился все страшнее: «С портрета на Д. Грея смотрела его собственная душа и призывала к ответу…».  Душа постоянно мучила героя-злодея, поэтому он постоянно хотел измениться. Но измениться можно только тогда, когда искренне раскаиваешься в своих грехах и делаешь добрые дела без всякой корысти. А. Д. Грей после каждого дела, доброго или злого, бежал к портрету и смотрел, изменился он или нет. Например, когда он отказал своей невесте и увидел перемены в портрете, то сразу решил измениться. Но Д. Грей решил измениться не ради  невесты  Сибиллы. Главное для него было не прекращение ее страданий, а мучительный страх перед своей совестью.  Портрет действительно был зеркалом  души. Он демонстрировал Д. Грею, что во всех его попытках самоотречения нет ничего, кроме самолюбования, любопытства, лицемерия…

Д. Грей смог бы измениться, очистить свою душу, если бы поменял свое мировоззрение, если бы начал истинно верить в Бога, делать добрые дела. Как сказано в Коране, «кто в Бога верует и делает добро, всегда найдет у Господа награду, ведь на него не ляжет страх, не отягчит печаль его…». Но герой О. Уайльда  пошел по другому пути. И этот путь убил его душу и его самого.

В предисловии к роману О. Уайльд  излагает такую мысль: «Кто идет глубже поверхности, тот идет на риск». Возможно, я тоже пошел на риск, выражая свои взгляды на известный роман О. Уайльда, может быть, я может быть мои взгляды ошибочны, но я пишу так, как  думаю. А я думаю, что  роман «Портрет Дориана Грея» — это и своеобразный  символ  нравственно - этических  убеждений человека, живущего во второй половине 19 века,    время «вступления человечества в техническую эпоху», время стремительного прорыва в науке, расцвета реализма, возникновение декадентства, проповедующего культ красоты, чуждой нравственности, красоты как высшей ценности. Человек начинает стремиться не к высоким нравственным идеалам, а к правдивости. Реализм торжествует, а божественные истины высмеиваются или превращаются в разменную словесную монету. В предисловии Оскар Уайльд сказал: «Ненависть 19 века к реализму — это ярость Калибана, увидевшего себя в зеркале. Ненависть 19 века к романтизму — это ярость Калибана, не находящего в зеркале свого отражения».

Как талантливый человек, О. Уайльд понимал, что абсолютное торжество реализма ведет к омертвлению души, к эстетству, презирающему высокие чувства: дружбу, любовь, верность, сострадание. Это осозновал не только О. Уайльд. В России у Пушкина, Лермонтова, Гоголя главные герои некоторых их произведений становятся «умными ненужностями», людьми с очерствевшими душами. И это роднит О. Уайльда с русскими писателями. Их мучают одни и те же вопросы: почему сопутствуют друг другу культура и разврат, красота и бездуховность, высший свет — цвет общества — и эгоизм. 

У Гоголя есть произведение с похожим названием — «Портрет». Портрет ростовщика стал отражением и воплощением его души, души, проданной сатане. И все люди, которые сталкивались с портретом, заражались от него. Души людей мертвели, когда в них вселялся сатана, они забывали о божественных истинах, о добре, честном труде, о любви, и уже не могли устоять перед соблазнами жизни. Молодой талантливый художник Чертков лишился своего подлинного дара творчества, погнавшись за деньгами, попав на удочку сатане. Герой Гоголя потерял рассудок, увидев настоящее творение другого художника.  Тот, другой художник, смог устоять перед соблазнами мира, соблазнами сатаны и получил от Бога истинный дар, дар воплощать в своих картинах Божественный свет, нести людям самое светлое и чистое. 

Но между Гоголем и О. Уальдом есть очень большое отличие. В своих произведениях Гоголь очень много говорит о проявлениях зла. Н. Бердяев писал «У Гоголя очень сильное чувство зла...». А О. Уальд очень много писал о красоте. Мне кажется, что у О. Уальда было очень сильное чувство красоты, что его самая заветная мечта была о таком прекрасном мире, в котором бы внешняя красота соответствовала внутренней. Я думаю, что О. Уайльд был большим мечтателем. А мечтал о царстве красоты, где «красота есть предельный идеал, из которого изгнана всякая дисгармония, всякое уродство, всякая низость».

Философский роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» развенчал  декадентское представление о  красоте, лишенной  высокой нравственности.

А как же нынешний, 21 век? В нашем времени, «пике» реалистического мышления, с одной стороны, «поэзия, искусство перестают быть воспоминанием о рае, они скорее говорят об аде». С другой стороны, происходит духовное возрождение людей, даже ученые  говорят о том, что современные исследования тоже подтверждают существование Бога, а значит, и существование вечных духовных ценностей.

Николай Бердяев говорил о том, что человечество увидит свет — но это свет вечерней звезды. Поэтому каждый из нас должен внимательно всматриваться в свой портрет — в свою душу. Каждый должен знать себя сокровенного, быть в ладу с совестью, сознавать нравственную ответственность за свое поведение,  делать добро — совершать такие поступки как будто проживаешь последний час жизни.  К таким мыслям  привело меня  первое ознакомление с  творчеством  английского писателя О. Уайльда.