Расскажи друзьям!

Примеры тезисных планов сочинений


Тема: Антиподы ли Обломов и Штольц?



1.      Вступление. Ложность черно-белой картины мира.



2.      Основная часть:

а) Детство и воспитание Обломова и Штольца.

б) Доволен ли Обломов своим образом жизни?

в) Счастлив ли Штольц оттого, что умеет “делать деньги”?

г) Почему Гончарову было необходимо сделать Штольца немцем?

д) Почему такие разные люди, как Обломов и Штольц дружат всю жизнь?



3.      Заключение. Обломов и Штольц — в широком смысле две крайности русского национального характера, в котором странным образом сочетаются чудовищная лень, мечтательная созерцательность, деловитость, талант, любовь к ближнему.



Тема: “Новый ” ли человек Штольц?



1.      Вступление. Образ дельца столь же традиционен в мировой литературе, как и образ ленивого созерцателя. Делец — от предприимчивых пройдох средневекового плутовского романа.



2.      Основная часть:

а) Строгость отцовского воспитания и приобщение с ранних лет к практической деятельности – основа характера и будущего процветания Андрея Штольца.

б) Штольц — человек, который “сделал сам себя”.

в) Может ли делец быть порядочным человеком?

г) Отчего Штольцу небезразлична судьба Обломова?

д) Любовь в жизни Штольца.

е) Что привлекает и что раздражает в Штольце?



3.      Заключение. Штольц как обобщенный образ — всегда “новый ”  человек для России. Он особенно актуален сегодня, когда деловые и предпринимательские качества более не объявляются изначально порочными. С другой стороны, не теряет ли что-то созерцательный русский человек, становясь деловитым  “немцем”?



Тема: Новаторство Чехова-драматурга (по пьесе “Вишневый сад”)


1.    “Вишневый сад” — лебединая песня Чехова.



2.      “Люди обедают, только обедают, а в то время слагается их счастье и разбиваются их жизни…” (А. П. Чехов).

а) Внешняя обыденность жизни.

б) Напряжение внутреннего драматизма.

в) Основной конфликт чеховской драматургии — конфликт людей с окружающей жизнью.



3.      Трагедия или водевиль?

а) Почему К. С. Станиславский увидел в пьесе Чехова  “тяжелую драму русской жизни”?

- Жизнь всех персонажей (за исключением Ани) разбита или надтреснута.

- Обреченность Раневской и Гаева.

- Счастлив ли Лопахин?

- Герой ли Петя Трофимов?

- Шарлотта, Фирс и другие.

б) Тонкость чеховского комизма.

в) Свобода от жанровых условностей.



4.      Символика “Вишневого сада”.

а) Связь судьбы вишневого сада с судьбами персонажей.

- Раневская и Гаев — нежно любят сад, не могут продать и в итоге его теряют.

- Лопахин — сохраняет сад, но при этом рубит его.

- Аня и Петя — мечтают о новом саде и забывают об уже существующем.

б) Роль пейзажа в пьесе.

в) Пластичность и конкретность символической детали и реплики (звук струны, стук топора, “Кого? ”,  “Человека забыли!”,  “Желтого в середину…” и т. д.)



5.      Театр Чехова в XX веке.


Тема:  «Маленький человек» в русской литературе


1.      Изображение “маленького человека” — одна из основных тем русской литературы, проявление гуманизма и демократизма русских писателей.



2.      «Маленький человек» как понятие социальное и морально-психологическое в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова.

а) Трагическая судьба «маленького человека» в произведениях А.С. Пушкина («Станционный смотритель», «Медный всадник»).

б) «Шинель» Гоголя — школа для русских писателей (приниженность Акакия Акакиевича Башмачкина, неспособность его противостоять грубой силе; бунт на коленях).

в) Капитан Копейкин — «маленький человек» в мире власть имущих («Мёртвые души»).

г) Изображение Макара Девушкина в романе «Бедные люди» — продолжение традиций «Шинели» Гоголя и в то же время новый аспект в изображении героя: раскрытие Достоевским глубоких и сильных чувств «униженных и оскорблённых».

д) «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда идти?» (Мармеладов — жертва в обществе произвола и беззакония).

е) Деградация «маленьких людей» в произведениях А.П. Чехова: превращение в обывателей (Беликов из рассказа «Человек в футляре», Николай Иванович в «Крыжовнике»), в лакеев (Червяков в «Смерти чиновника», Порфирий  в рассказе «Толстый и тонкий»).

ж) «Скучно вы живёте, господа» (осуждение Чеховым «маленьких людей», смирившихся со своим положением).



3.  Общие приёмы типизации «маленького человека» в русской литературе: портрет, монолог, поступки, сопоставления и противопоставления, деталь, рассказ в рассказе, интонация повествования, пейзаж.



4.  Есть ли проблемы «маленького человека» в современной литературе?



5.  Человек не должен быть маленьким (Чехов: «Боже мой, как богата Россия хорошими людьми!»).



Тема: Художественные приемы Н.В. Гоголя и М.А. Булгакова (сравнительный анализ)



1.      Н.В. Гоголь и М.А. Булгаков — писатели разных эпох, но в их творческой манере обнаруживается много общего: умение переплести в тексте картины реалистические и фантасмагорические, трагедию и фарс.



2. Один из наиболее переплетающихся приемов, который используют и Н.В. Гоголь, и М.А. Булгаков, — реализация метонимии.

а) в повести Н.В. Гоголя «Нос»

б) в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»



3. Произведения Н.В. Гоголя и М.А. Булгакова населены множеством персонажей, все они индивидуализированы. Особую роль в этом играют:

а) речевая характеристика;

б) портрет.



4. Портреты создаются с  опорой на одну важнейшую деталь, значимое сравнение, неожиданное, поражающее читателя.



5. Перечисленные приемы — малая часть художественного арсенала двух великих писателей, творчество которых столь близко по духу, и при этом столь неповторимо.



Тема: «Я весь мир заставил плакать над судьбой страны моей. (Размышления над книгой Б.Л. Пастернака  «Доктор Живаго»)



1.      Преследования и гонения писателя в связи с выходом романа «Доктор Живаго» и присуждением Пастернаку Нобелевской премии

«Я пропал, как зверь в загоне…

А за мною шум погони.

Мне наружу хода нет» («Нобелевская премия»)



2.      Трагедия Юрия Живаго — трагедия целого поколения русской интеллигенции, захваченной бурей, вихрем, метелью революционных  лет.

а) Своеобразие изображения «Страшных лет России» в романе  Б.Л, Пастернака.

б) Роман «Доктор Живаго» — «духовная автобиография Б. Пастернака» (Д.С. Лихачев), который и в прозе остается лириком.

в) «Впускать в себя эпоху, нисколько в нее не вмешиваясь» — пожизненное кредо героя главного романа.

г) «А я стою один меж ними… и всеми силами своими молюсь за тех и за других» (М.Волошин)

д) Величие и сложность образа России в романе («Россия его несравненная… мученица, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельными выходками, которых никак нельзя предвидеть»).

е) Понимание Б.Л. Пастернаком исторического процесса как части Природы, в котором человек участвует помимо своей воли.

ж) Зажженная свеча — символ творческого огня, проникающего в души людские и освещающего их пламенем высокой духовности. «Свеча горела на столе, свеча горела…»



3.      Место творческого наследия Б.Л, Пастернака в «смуте» наших дней. «Вы — совесть нашей эпохи. Вы — часть времени… Перед будущим наше время будет оправдываться тем, что Вы в нем жили» В.Т. Шаламов. Письма к Б.Л. Пастернаку. Гуманистический смысл творчества Б.Л, Пастернака.