Расскажи друзьям!

Алгоритм работы над мини-сочинением

Мини-сочинение отличается от традиционного не только объемом. Оно преследует свои цели: прежде всего, насколько хорошо пишущие владеют риторическими приемами убеждения, аргументации и т. д. Афоризм — это тезис, который необходимо либо опровергнуть, либо рассмотреть в ряду других понятий, сравнив их, либо согласиться с ним. Аргументы должны представлять собой тщательный подбор фактов, подходящие примеры и меткие цитаты.

В качестве примера мы используем афоризм С. Е. Леца «На каждой горной вершине вы оказываетесь над пропастью».

1.      Сформулируйте общий вопрос к афоризму. Ответ на него будет содержать главную информацию афоризма.

Что происходит, когда человек достигает горной вершины? – Он оказывается над пропастью.



2.      Выделите в афоризме основные понятия. Для этого задайте себе вопросы:

а) Кто главное действующее лицо?

б) О чем идет речь?

«Человек»; «вершины»; «пропасти».



3.      Задайте себе вопросы, которые раскрывают смысл понятия:

а) Кого можно назвать человеком, достигшим вершин?

б) Что является вершиной в жизни человека?

в) Какие пропасти угрожают человеку?

Ответы могут быть такими:



Человек, достигший вершин

Вершины в жизни человека

Возможные пропасти

- достигший определенного положения в обществе;

- получивший определенные результаты, признание в обществе;

- у которого исполнились его желания;

- почивающий на лаврах;

- удовлетворившийся достигнутым;

- получивший стимул к дальнейшему покорению вершин.

Выдающиеся достижения, успех, результаты

- в науке,

- в экономике,

- в политике,

- в искусстве,

- в спорте,

- исполнение желаний,

- слава,

- высшая власть.

- ошибки,

- неверные шаги,

- потери,

- падения,

- крах,

- алкоголизм, наркотики,

- разочарования.

4.      Поработайте с каждым понятием следующим образом:

а) подберите определения к этому понятию;

б) подберите глаголы, которые употребляются с этим понятием.



Понятия
Определения
Действия
Вершины
Желанные
Заоблачные

Притягательные

Вершина славы

Пик популярности

Подняться
Достичь
Покорить





Пропасти
Темные
Глубокие

Коварные

Подстерегающие

Бездонные

Упасть
Рухнуть

Опуститься

На основе 1-4 пунктов напишите вступление. Переформулируйте главную информацию афоризма.



5.      Обдумывая основную часть вашего мини-сочинения, запишите 5-7 вопросов, которые будут раскрыты в ней. Эти вопросы будут служить для вас смысловыми ориентирами и одновременно позволят избежать повтора одних и тех же мыслей.

а) Что такое «вершины»? Какие чувства испытывает человек, поднявшийся на вершину?

б) Что такое «пропасти»? Что чувствует человек, оказавшись в пропасти?

в) Всегда ли «пропасти» неизбежны?

г) Какова моя точка зрения на эту проблему?

д) Какие примеры, доказывающие правоту моей точки зрения, я могу привести?



6.      Проанализируйте отношения, которые возникают между понятиями. Для этого ответьте на вопросы: «каким образом связаны эти понятия? Какие отношения или связи складываются между ними?»

«Каким образом связаны между собой вершины и пропасти в жизни человека?» Ответы на него могут быть следующие:

-         Никак не связаны. Карьера человека может складываться так удачно, что он даже не почувствует «дыхание пропасти».

-         За взлетом следует падение. Ситуация полного краха будет казаться тем обиднее (восприниматься тем больнее), чем выше были достижения.

-         Падение обуславливает возвышение. «Не было бы счастья, да несчастье помогло».

-         Взлет и поражение совпадают. «И пораженье от победы поэт не должен отличать», - Б. Пастернак. Любое поражение может послужить уроком, ступенькой к достижению результата. Следовательно, поражения как такового не существует.

На основе 6 пункта определите свою позицию, сформулируйте свой тезис или антитезис.



7.      Ответьте на вопрос: «Как ваш тезис соотносится с тезисом автора и традиционными представлениями?» В зависимости от этого выберите вид аргументации: доказательство, опровержение или размышление.



8.      В соответствии со своим тезисом подберите факты, которые могут послужить аргументами или иллюстрациями в вашем рассуждении.

Тезис: человека, достигшего вершины, притягивают пропасти.

Вспомним имена и факты, отражающие этот тезис.



Исторические деятели (исторические события)

Возвышение и казнь Жанны Д’Арк; восстание декабристов и его разгром; жизнь и смерть Александра Грибоедова.

Политические деятели

Луи Наполеон Бонапарт, Адольф Гитлер

Деятели науки (научные достижения и ошибки)

Джордано Бруно, Галилео Галилей, Джеймс Кук и др.

Деятели искусства

Мэрилин Монро, Владимир Высоцкий

Литературные герои и ситуации (герои спектаклей и кинофильмов)

Мцыри («Мцыри» М. Ю. Лермонтова), Алеко («Цыганы» А. С. Пушкина).



9. Используя материал 5-8 пунктов, напишите основную часть сочинения и заключение. Помните о том, что заключение соотносится и с тезисом автора афоризма, и с вашим тезисом.